Собеседование, или интервью, является одним из важнейших этапов отбора кандидатов. В данной статье мы расскажем о том, каких правил при проведении собеседований придерживаются современные работодатели.
Эта
информация наверняка будет интересной и полезной как для соискателей,
так и для тех, кто только планирует заняться поиском работы.
Что такое собеседование?
В общем случае
собеседованию можно дать следующее определение: собеседование — это
процесс, во время которого представитель предприятия (руководитель,
сотрудник кадровой службы, руководитель структурного подразделения, и
др.) лично встречается с кандидатом на замещение вакантной должности
(либо — сразу с несколькими кандидатами), и общается с ним в течение
определенного периода времени. Собеседование проводится с целью
получения ответов на следующие вопросы:
- соответствие кандидата общим требованиям предприятия и пожеланиям работодателя;
- степень профессионализма кандидата, его способность выполнять требования должностной инструкции;
- стремление кандидата сделать карьеру, возможность его профессионального роста;
- возможность быстрой адаптации кандидата на новом месте работы;
- знакомство с пожеланиями кандидата относительно новой работы.
У каждого работодателя существуют свои правила проведения
собеседований, обусловленные спецификой предприятия, особенностями
кадровой политики и иными факторами. Однако в любом случае грамотно
построенное собеседование состоит из нескольких этапов, описание
которых приводится ниже.
Первый этап собеседования
Первый этап — знакомство с кандидатом и установление с ним контакта.
Именно на данном этапе у работодателя формируется первое впечатление о
кандидате, и определяется стиль и порядок дальнейшего проведения
собеседования. Поэтому опытный работодатель старается создать
доброжелательную атмосферу — это поможет человеку раскрыться и быть
более откровенным.
Правилом хорошего тона считается, когда собеседование с кандидатом
проводится не в своем рабочем кабинете руководителя (или кадрового
работника) предприятия, а в отдельной комнате для переговоров. Это
позволяет и работодателю, и соискателю чувствовать себя свободнее, а
работодателю кроме этого будет проще не отвлекаться на текущие проблемы
(телефонные звонки и т.п.).
На первом этапе собеседования кандидату могут предложить чай или кофе,
предварительно поинтересовавшись, какой именно напиток он предпочитает.
Перед началом собеседования кандидату вкратце рассказывают о компании
(например, «фирма создана тогда-то», «занимается тем-то и тем-то»,
«такие-то достижения», и т.д.), ее преимуществах и достижениях, и т.п.
После этого обычно говорят, что, если у кандидата есть какие-то вопросы
о компании, о предстоящих условиях работы, о коллективе и т.п., то он
их сможет задать в конце собеседования.
Второй этап собеседования
Второй этап проведения собеседования является наиболее содержательной и насыщенной его частью.
Отметим, что грамотный работодатель обычно придерживается стиля беседы,
который вкратце можно охарактеризовать как «деловые переговоры». Иначе
говоря, он ведет разговор «на равных», ни в коей мере не показывая свое
превосходство над кандидатом и понимая, что соискатель также оценивает
работодателя и делает при этом определенные выводы.
В первую очередь выясняются (или уточняются) все основные вопросы,
касающиеся кандидата (если информации, представленной в резюме, для
этого недостаточно). К ним относятся: образование, опыт работы, знание
иностранных языков, семейное положение, интересы, планы на будущее, и
т.д. — конкретный перечень вопросов определяется исходя из специфики
ситуации. В любом случае кандидата расспросят о причинах увольнения с
предыдущего места работы, а впоследствии эту информацию перепроверят,
связавшись с его предыдущим работодателем.
Во время беседы работодатели любят задавать побольше так называемых
«открытых» вопросов, предполагающих наличие подробных развернутых
ответов. Например,
если при собеседовании с претендентом на должность бухгалтера задать
вопрос: «Работали ли Вы с валютной кассой?» наверняка последует ответ:
«Да» или «Нет»; такой вопрос называется «закрытым», и ответ на него
следует совершенно неинформативный. Если же сформулировать вопрос
следующим образом: «Расскажите подробнее о своих обязанностях на
последнем месте работы, и в частности — какие операции Вам приходилось
выполнять при работе с валютной кассой», то кандидат не сможет ответить
кратко и односложно, поскольку сама постановка вопроса предполагает
получение широкого развернутого ответа.
Помните: опытный работодатель при проведении собеседования проявляет
настойчивость и дотошность, однако никогда не переходит ту грань, за
которой начинается занудство.
На втором этапе проведения собеседования в большинстве случаев затрагиваются перечисленные ниже вопросы.
- Предыдущая работа кандидата. Что можно отнести к достижениям, а что —
к неудачам? Каковы причины достижений и неудач? Какие характерные
особенности можно выделить среди служебных обязанностей на предыдущем
месте работы? Как складывались взаимоотношения с коллегами по работе, а
также с руководством? Каковы причины увольнения с предыдущего места
работы?
- Интересы, увлечения, хобби, которым человек уделяет часть своего
свободного времени. Образ жизни, семейное положение (можно попросить
подробнее рассказать о своей семье), хорошие и плохие привычки. Иногда
интересуются мнением кандидата о последних политических событиях — это
позволяет сделать вывод о его мировоззрениях.
- Ожидания от будущего. Каковы цели и планы кандидата, которым он будет
следовать на новой работе, есть ли карьерные устремления, каковы
материальные запросы, стремление к обучению и повышению квалификации,
отношение к таким понятиям, как «корпоративная культура», и т.д.
В процессе беседы могут использоваться так называемые «логические
цепочки вопросов». Смысл этого приема заключается в том, что каждый
новый вопрос логически вытекает из ответа на предыдущий вопрос.
При проведении собеседования кандидата могут попросить привести
несколько примеров из личного опыта — это помогает сделать правильный
вывод о профессионализме и компетентности человека. Работодатель может
предложить провести разбор какой-либо конкретной ситуации (этот пример
он готовит заранее, в процессе подготовки к собеседованию).
Третий этап собеседования
Третий этап проведения собеседования является заключительным. К этому
моменту о кандидате уже знают все или почти все из того, что
требовалось выяснить, и предоставляет ему возможность задать
интересующие вопросы.
Своего потенциального работодателя рекомендуется спросить о следующем:
- Возраст компании, основные направления деятельности, перспективы развития и планы на будущее.
- Наличие испытательного срока, его продолжительность, права и
обязанности на время испытательного срока, порядок принятия решения по
результатам прохождения испытательного срока.
- Юридический статус компании (ООО, ЗАО, СП, и т.д.).
- Периодичность выплаты заработной платы, практикуется ли выплата аванса.
- Наличие дополнительных льгот для сотрудников (например, приобретение
продукции компании со скидкой, оплата проездных билетов, и т.д.).
- Наличие социального пакета (оплата больничных, предоставление отпусков, и т.д.).
- Распорядок рабочего дня (начало, окончание, перерыв на обед).
- Необходимость сверхурочной работы, а также — как часто приходится
работать сверхурочно и каким образом такая работа оплачивается.
- Круг сотрудников, с которыми предстоит общаться при выполнении
служебных обязанностей (в первую очередь — непосредственное начальство
и подчиненные).
- Принято ли в компании коллективно отмечать корпоративные праздники и дни рождения сотрудников?
- Является ли вакантная должность штатной?
- По каким критериям оценивается работа сотрудников?
В зависимости от особенностей вакантной должности кандидат может
спросить и еще о чем-нибудь. Например, претендент на должность главного
бухгалтера наверняка спросит об особенностях налогообложения (в
частности, налоговых льготах), о наличии валютной выручки, об
используемом в бухгалтерии программном обеспечении, а кандидат на
должность системного администратора — о степени компьютерной
грамотности сотрудников, об используемом антивирусном программном
обеспечении, о степени изношенности компьютерного парка, и т.д.
Подходящий момент для завершения беседы определяет работодатель. Обычно
при этом кандидату задается вопрос или произносится фраза, по которым
тот определяет, что время встречи подошло к концу, например: «Наша
встреча подошла к концу. На мой взгляд, она была интересной и
содержательной».